СОСТРАДАНИЕ - ПУТЬ К ИСТИНЕ.

СОСТРАДАНИЕ - ПУТЬ К ИСТИНЕ.
Когда мы сочувствуем ближнему, мы позволяем себе встать на его место и прочувствовать его эмоции.

Так называемая эмпатия раздвигает границы нашего эгоцентризма, расширяет чувство реальности и помогает понять тот или иной жизненно важный вопрос с разных точек зрения.

Если, например, женщина и мужчина в паре умеют сопереживать друг другу, они смогут прийти к более осмысленному пониманию слабых и сильных сторон друг друга.

Если же люди ссорятся, то, возможно, следует найти компромисс, который бы устроил каждого и ответил на его потребности.

Однако сопереживание и сострадание могут привести к предвзятому отношению.

Всё из-за того, что мы склонны отождествлять себя с теми, кто похож на нас. Затем мы принимаем одну сторону в споре, игнорируя перспективы развития другой стороны.

Такая ситуация может произойти как глобально (например, в политике), так и локально (например, в воспитании детей), где мы противопоставляем себя другим ради тех людей, кому мы больше всего сопереживаем.

Такая с виду невинная ситуация может привести, например, к несправедливой политике, представители которой дают привилегии одним и игнорируют права других.

Иногда так сложно найти общий язык с некоторыми людьми. Но эмпатия как раз и учит нас встать на место ближнего, чтобы понять, почему его доводы так важны для него, и спокойно привести свои аргументы.

Но мы так увязли в защите собственной точки зрения, что не подпускаем к себе альтернативных.

Практически каждый человек может вспомнить в своей жизни друзей, постепенно или же сразу отдаляющихся друг от друга, потому что они с искренними добротой и великодушием сопереживали совершенно не похожим на них людям.

Один из этих друзей может сопереживать рабочему классу, который долгое время страдал от технологического прогресса, глобализации, наркомании и измены со стороны корпоративных владельцев и представителей власти.

Другой же друг может сочувствовать положению людей другого цвета кожи, которые страдают от наследия страшного рабства и расизма, существующего, к сожалению, по сей день.

В Махаянском буддизме призвание человека состоит в том, чтобы не сдерживать чувство сопереживания и раздвигать границы своего разума, чтобы познать все человеческие проблемы.

Авалокитешвара — это бодхисаттва, то есть существо (или человек), принявшее решение стать буддой для блага всех существ.

 Бодхисаттва является воплощением бесконечного сострадания и слышит плач не только конкретных существ, но и всего живого мира.

Последователи буддизма призывают всех людей открыть своё сердце, чтобы услышать все горести мира. Но это невероятный вызов самому себе, так как сейчас существует тенденция сопереживать лишь тем, кто близок нам по духу, и держаться подальше от остальных.

Скорее всего, причина закрытости кроется в наших страхах.

Мы очень боимся отказаться от своих ценностей и мировоззрения. Но такого не случится. Сострадание ко всем существам не лишает нас способности распознавать для себя добро и зло.

Конечно, можно отойти в сторону во имя невредимости себе. Но также можно защищать права тех, что страдает от высшей степени несправедливости.

Сострадание открывает перед нами двери в мир ближнего. Оно смягчает наши сердца и мотивирует принимать и даже любить тех, с кем наши точки зрения расходятся.

Если мы согласимся с позицией Сократа («Я знаю то, что ничего не знаю»), то начнём слушать и слышать ближнего и научимся понимать мотивы людей, с которыми не согласны. И, вполне вероятно, мы сможем найти способы понимать и принимать всех людей.

Изредка это игра по нулям, потому что на нас давит политика с её жёсткими правилами и ограничениями. Но иногда игра стоит свеч, и можно защищать ущемлённые права людей.

Истинное сопереживание ближнему — задача не из простых.

Порой это очень трудно — сочувствовать тому, с кем вы не в силах согласиться и находиться рядом.

Арно Михаэлис одно время был руководителем одной из самых масштабных групп, пропагандирующих превосходство белых людей. Михаэлис говорил, что когда его называли расистом, его отвращение к людям с другим цветом кожи только возрастало.

 Противоборствующие стороны из раза в раз терпели с ним неудачу, однако, когда Арно столкнулся лицом к лицу с состраданием, он резко изменился.

«Однажды в одной забегаловке меня поприветствовала темнокожая женщина, — говорит он. — Она стояла за кассой и улыбалась так лучезарно, как солнце. Когда она заметила тату на моём пальце с изображением свастики, она просто сказала: «Я знаю, что это не то, кем ты являешься».

Неожиданно в тот момент Михаэлис назвал себя «бессильным перед сопереживанием».

В 2011 году он присоединился к группе «Жизнь после ненависти», мотивирующей всех людей избавиться от гнусных стереотипов о превосходстве конкретной человеческой расы.

Сострадание ближнему не означает, что следует отказаться от идеи о «чёрных» и «белых» полосах в жизни. На самом деле мы можем даже не сопереживать.

Каждого из нас настигают времена, когда важно постоять за себя и за тех, кого мы любим. Логично, что мы не должны забывать о себе.

Но когда необходимо и возможно, лучше поддержать человека в случае беды или выслушать его и предложить рассмотреть вашу точку зрения в случае несогласия.

Корень слова heal («исцелять») буквально обозначает to make somebody whole («делать кого-то цельным»). Поэтому так важно научиться сопереживать окружающим, особенно когда им это жизненно необходимо.

Когда мы делим мир, по существу, на хороших людей и плохих, мы задвигаем шторы.

У плохих людей есть мотивы, почему они ведут себя таким образом, ведь они не могли родиться уже обиженными на весь мир, а у хороших людей тоже могут быть свои изъяны. Даже у радикально настроенных людей есть сердце, как в истории с Арно Михаэлисом.

Возможно, даже одна искренняя улыбка может спасти человека.

(По материалам статьи «Empathy and Compassion» Michael Fieleke)
(Перевод: Юлия Стржельбицкая)

Комментарии